Выкидыш и ислам

Вероисповедание и прерывание беременности или можно ли делать аборт в исламе?

Аборт является одной из самых древних медицинских процедур.

В каждой мировой религии к нему выработалось свое отношение.

Ислам, который исповедуют в более чем 100 странах, не является исключением.

Можно ли делать аборт по исламу?

Для всех мусульман главным жизненным руководством, к которому они прибегают и в тяжелой ситуации незапланированной беременности, оказывается Коран.

Согласно его тексту, по преданию написанному пророком Мухаммадом более 14 столетий назад, будущий ребенок пребывает в материнском животе 40 дней в виде капли семени, еще 40 дней в качестве сгустка крови и затем на протяжении следующих 40 суток – в виде комочка плоти.

И лишь после этого Аллах посылает к нему ангела, который дарит эмбриону душу.

На сроке же до 120 дней мнения ученых мужей от ислама расходятся. Некоторые утверждают, что в течение всего этого периода, с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки, избавление от зародившейся жизни становится убийством.

Другие имамы ссылаются на авторитетные хадисы, касающиеся жизни Мухаммада.

Одна из них ссылается на рассказ пророка о том, что уже на 42-й день после совершившегося зачатия специально посланный ангел Аллаха наделяет эмбрион всеми основными чувствами и создает его скелет и плоть.

Современные исследования подтверждают, что именно на 6 неделе действительно активизируются мозговые импульсы зародыша. Согласно данному толкованию отношение к аборту выглядит следующим образом:

  1. Если женщина беременна менее 40 дней и находится в законном браке, искусственное прерывание беременности порицается, но не считается тяжким грехом.
  2. Если 40 дней после зачатия уже прошли и будущая мама-мусульманка все равно хочет сделать аборт, это греховно и она берет на себя тяжкую вину, которую разделит с мужем и гинекологом.
  3. Аборт до 40 дней также относят к неблаговидным поступкам, отягощающим совесть родителей, если на процедуру не получено добровольное согласие обоих супругов и подтверждение лечащего врача об отсутствии опасности для здоровья.
  4. Прервать беременность даже до 40 дней невозможно, если ребенок – плод доказанного прелюбодеяния.

Отношение к прерыванию беременности сейчас и в древности

В целом эта религия относится к прерыванию беременности отрицательно. Мусульманские священнослужители допускают использование средств контрацепции, если супруги еще не готовы иметь детей.

Однако если они подвели или партнеры вообще не предохранялись, большинство богословов советуют не гневить Аллаха и сохранить малышу жизнь. Ведь никто не знает, какие надежды возлагают на него высшие силы и что ему придется совершить в жизни.

В старину, в частности в Османской империи, прерывание беременности также относили к самым страшным грехам. Женщину, которая решилась изгнать нежеланный плод, приговаривали к жестокой смертной казни: ей отрубали голову, а труп надолго выставляли на всеобщее обозрение.

Как делали аборты в Османской империи?

Существовала некая подпольная индустрия абортов, представленная колдунами «бююджю».

В обстановке строжайшей секретности они с помощью особых фитосредств помогали быстро сделать аборт.

К таким средствам относились:

  • плоды спорыньи, способствовавшие выкидышу, но имевшие серьезные побочные эффекты в виде сильного болевого синдрома и обильного кровотечения;
  • деревянные палочки, которыми механически разрывали плодные оболочки: в условиях полного отсутствия стерильности это грозило женщине верной смертью.

Иногда аборты вынуждены были делать даже наложницы самого султана, что объяснялось политическими соображениями: каждый наследник мог гипотетически претендовать на трон.

Случаи допустимости аборта в исламе

Несмотря на общее негативное отношение, эта религия предусматривает некоторые исключения для женщин в плане прерывания беременности.

Аборт не осуждается в следующих случаях:

  1. Если женщина кормит грудью уже родившегося ребенка и в начале новой беременности у нее пропадет молоко, а у мужа нет средств на кормилицу. Чтобы спасти малыша от голодной смерти, разрешено прервать беременность при условии, что возраст эмбриона менее 120 дней.
  2. Если рождение малыша несет серьезную угрозу для жизни матери. Такой аборт допустим только при условии обследования состояния здоровья женщины авторитетными специалистами, которые подтвердят серьезность диагноза.

Наказания

Женщина, которая сама или по совету мужа пошла на аборт, считается преступницей и богоотступницей. На нее налагается определенная кара, которая называется г’уррат (искупление за пролитую кровь):

  1. Будущая мама, сделавшая аборт по собственной инициативе, выплачивает г’уррат (его стоимость соответствует стоимости пяти верблюдов) отцу ребенка.
  2. Если аборт – идея мужа, он обязан заплатить этот выкуп братьям и сестрам малыша, не появившегося на свет.

Также считается, что от греха можно откупиться стоимостью 213 г золота.

Эти деньги отдают другим детям в семье, дедушкам и бабушкам и другим родственникам, не имевшим отношения к аборту.

Некоторые ответвления ислама, в отличие от христианства, допускают аборт на сроке до 4 месяцев не только по медицинским показаниям.

Однако в общем религия относится к прерыванию беременности крайне отрицательно.

Использованные источники: prberem.com

Благодать упования на Аллаха: жизнь после выкидыша

«Мне очень жаль, у ребенка не бьется сердце», — несколько слов, но эти слова пронзили мой мозг, словно ракета. Боль, горе, тоска растеклись по телу, побежали по венам. Я поражена, я не верю, я в шоке. И плачу, плачу, плачу… Вспоминаю, как мы с мужем мечтали, какие планы строили для нашего первенца.

А потом понимаю, что я всего лишь человек. Несовершенный кусочек плоти, созданный из глины. И не в моей власти это проконтролировать или избежать. Это часть плана, уготованного Аллахом (хвала Ему) для меня. И я счастлива осознанием того, что Аллах считает меня достаточно сильной, чтобы послать мне такое испытание. Говорится в Коране:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Коран, 2:286).

Осознав все это, я восклицаю «инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун, альхамдулиллях аля кули халь» — «воистину мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся, хвала Аллаху за все».

В поисках помощи и поддержки я начала читать случайные статьи, введя в поисковик «жизнь после выкидыша». Просматривая множество материалов на эту тему, я думала обо всех мусульманках, которые прошли через тот же болезненный опыт, что и я. И тогда я почувствовала потребность дать собственный совет о том, как продолжать жить, потеряв ребенка.

Справиться с болью

Боль приходит двумя путями: физическим и эмоциональным. Болезнь – это пример физической боли, тогда как утрата любимого человека влечет за собой эмоциональную боль. К сожалению, самопроизвольное прерывание беременности сопряжено с обоими видами боли. Оно затрагивает вас физически и эмоционально.

Я старалась победить эмоциональную боль, но иногда усиление физической боли делает человека более уязвимым для эмоциональной. Я старалась не подавать виду, но каким-то образом все равно умудрялась связывать все, происходящее вокруг, с моим драгоценным нерожденным ребенком. Несмотря на все свои попытки, я, сама того не желая, каждый раз сдавалась перед болью.

Мне не хотелось лежать в постели, не было желания заниматься, хотя впереди были экзамены. Я не хотела возвращаться на учебу и на работу, не хотела быть среди людей. Когда после операции я вышла из дома, каждый встречный спрашивал о моей беременности или выражал соболезнования по поводу моего несчастья. Каждый раз мне приходилось что-то объяснять, и от этого боль возвращалась.

Но постепенно мне становилось лучше, шли дни, и я научилась жить с этим. Я больше не бросалась в слезы каждый раз при виде беременной женщины или маленького ребенка или в детском отделе магазина. Я вспомнила, что значит быть счастливой, и мне больше не нужно было вымучивать улыбку. Это не значит, что я забыла. Я никогда не забуду те бесценные недели, проведенные с моим неродившимся ребенком. Просто я научилась жить после потери ребенка.

Тем, кто попал в ту же ситуацию, что и я, хочу сказать, что очень сожалею о том, что с вами произошло, и искренне молюсь о том, чтобы Аллах (хвала Ему) в скором будущем благословил вас здоровыми детьми. А тем читательницам, которые не пережили ничего подобного – молю Аллаха, чтобы у вас была здоровая беременность и своевременные роды.

Когда случилось несчастье, меня утешала одна вещь – моя вера в Аллаха и благодатная способность уповать на Него. Это дало мне сил, чтобы снова взять жизнь под контроль. Я думала, какое благо в том, что я мусульманка и верю, что моя жизнь в руках Аллаха. Именно после этого я добавила в строку поиска, где было написано «жизнь после выкидыша» слово «ислам».

Таваккуль (упование) на Аллаха дал мне благословенные силы жить дальше. Был баракат (благословение) в знании, которое позволило мне понять, что я должна жить дальше. Изучая вопрос об отношении к потере ребенка в исламе, я незаметно сделала первый шаг к выздоровлению.

1. Изучите вопрос

Альхамдулиллях, нам дарована самая милостивая и сострадательная религия. Я была удивлена тем, что узнала об исламе и выкидыше. Я узнала хадис на эту тему и истории о сподвижниках, так или иначе лишившихся детей, и это принесло мне огромное облегчение. Я думала, что потеряла своего ребенка навсегда, пока мне не попался этот прекрасный хадис.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, поистине, выкидыш введёт мать за пуповину в Рай, если она терпела и надеялась на награду!» (Сунан ибн Маджа).

Как же это прекрасно! По милости Аллаха (хвала Ему), я встречу моего ребенка у ворот рая! Прочтя этот хадис, я расплакалась от счастья и радости.

2. Совершайте киям аль-лейл (ночную молитву)

После операции я почти лишилась сна из-за физической и эмоциональной боли. Однажды я заставила себя подняться с постели, омылась и совершила киям. Никогда еще я не чувствовала себя ближе к Аллаху, чем во время той единственной молитвы! Обычно, когда я вдруг начинала плакать, меня утешал муж или мама или свекровь. На этот раз было по-другому. Я плакала и не могла остановиться, и слезы текли на коврик, и Он был моим Утешителем. Это было такое прекрасное чувство. Даже не могу описать, как меня утешила эта молитва. Совершая суджуд на своем коврике, я чувствовала, будто изливаю сердце прямо Аллаху и рассказываю ему о своих страданиях. Эта ночная молитва была одним из важнейших шагов к моему эмоциональному восстановлению.

3. Постоянно совершайте дуа

Помимо намазов, для общения с Аллахом я пользовалась дуа. Я воздевала руки, обращаясь к Всемилостивому, и плакала перед Ним о своем горе.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет ничего более благородного перед Аллахом, чем дуа» (Тирмизи).

Я молила о том, чтобы Он дал мне физических, эмоциональных и духовных сил, о здоровой беременности в будущем, о скорейшем эмоциональном восстановлении мужа, о моих сестрах в исламе, переживших нечто подобное. Я молила о том, чтобы воссоединиться с моим нерожденным ребенком на небесах. Я молила обо всем. Дуа – это единственное, что я могла, лежа в постели, и я делала все возможное, чтобы воспользоваться этим источником благодати.

4. Заручитесь поддержкой

Не представляю, как я пережила бы этот удар без семьи и друзей. Плача на плече у мужа, я постоянно слышала от него, что это испытание от Аллаха, и что мы сильные, и мы справимся. Мама и свекровь тоже были рядом, готовили, убирали, были готовы прийти на помощь каждую минуту. Подруги помогали мне с учебой и разговаривали с моими преподавателями.

Мне очень повезло, что у меня была такая поддержка. Если с вами случится нечто подобное, позаботьтесь о том, чтобы кто-то был рядом, не бойтесь просить помощи у близких.

5. Дайте себе время погоревать

Для меня было очень важно иметь возможность на время выпасть из привычной жизни. Я предупредила, что пропущу несколько занятий, взяла отгулы на работе. Мне нужен был перерыв, чтобы восстановиться даже не столько физически, сколько эмоционально. Я была не готова видеть людей, отвечать на их вопросы о моем здоровье или видеть что-то помимо моей спальни, которая напоминала мне о моем ребенке. Мне нужно было время на выздоровление. Если вам тоже требуется для этого время – не думайте, что это слабость. Это нормально.

6. Не появляйтесь в обществе, пока не будете готовы

К сожалению, я убедилась в этом на своем печальном опыте. Буквально через неделю после операции мне пришлось пойти на семейную вечеринку по поводу обручения. Мне искренне не хотелось наряжаться и быть среди людей, но пришлось, потому что это было связано с семейными обязанностями, и, конечно, были вопросы о моей беременности и моем горе. Я изо всех сил пыталась не расплакаться, пока, наконец, не попросила мужа увести меня. Видеть всех этих людей, собравшихся по столь радостному событию – это было выше моих сил, слишком мало времени прошло.

7. Готовьтесь отвечать на вопросы

Когда почувствуете, что готовы выходить в люди, подумайте, как отвечать на неизбежные вопросы, какой информацией готовы поделиться. К сожалению, иногда люди слишком любопытны и надоедливы. Не говорите больше, чем вам удобно сказать, а в случае необходимости не стесняйтесь говорить, что не хотите касаться этой темы. Не позволяйте никому ставить себя в неудобное положение.

8. Никогда не теряйте надежду

Этот последний совет очень важен. Никогда не теряйте веру и надежду на Аллаха, ибо во всем, что Он делает, есть какая-то цель и мудрость. Будьте терпеливы. Придет и ваше время, если на то будет воля Аллаха. Постоянно молитесь о том, чтобы Аллах исполнил ваше самое заветное желание. Это то, что, в конце концов, будет источником благодати в вашей жизни.

В Коране пророк Закария (мир ему) спросил Аллаха:

«»Господи! Как может быть у меня мальчик, если моя жена бесплодна, а я уже достиг дряхлого возраста?» Он [Ангел] сказал: «Все так и будет! Господь твой сказал: “Это для Меня легко, ведь прежде Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было”» (Коран, 19:8-9).

Аллаху легко благословить нас детьми, вопрос только, когда. Доверьтесь Аллаху и верьте в то, что баракат есть во всем, что делает Аллах.

В завершение прошу вас помянуть меня и моего мужа в ваших дуа и молю сама: «О Аллах, прошу, даруй каждой паре познать счастье быть родителями и благослови каждую пару, которая борется с бесплодием, здоровым ребенком в скором будущем. Аминь».

Использованные источники: www.ansar.ru

Выкидыш и нормы ислама, связанные с ним

7 792 Ноябрь 11, 2015

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам, и всем, кто последовал за ним до Судного дня!

Многие мусульмане, которых Всевышний Аллах испытал смертью ребенка до его рождения не знают правил, связанных с выкидышем: нужно ли его омывать, заворачивать в саван, читать над ним джаназа-намаз и хоронить его. В этой небольшой заметке, с позволения Аллаха, мы постараемся коротко изложить хукмы шариата, связанного с выкидышем.

Выкидыш — это недоношенный плод, который вышел на свет раньше времени. Нормы шариата, связанные с ним можно разделить на две ситуации.

Первая ситуация — если выкидыш не издаст крика при рождении, а его возраст не достиг четырех месяцев в утробе. В таком случае его не обязательно омывать (имеется ввиду омывание, связанное со смертью человека), заворачивать в саван, читать над ним джаназа-намаз и хоронить. Однако желательно завернуть его в кусок материи и похоронить без совершения над ним джаназа-намаза.

Вторая ситуация — если ребенок издал крик или проявил признаки жизни движениями тела и так далее. В такой ситуации в отношении него необходимо совершить все обязательные действия также, как в отношении взрослого умершего человека. То есть, омыть его тело, завернуть в саван, прочитать над ним джаназа-намаз и похоронить.

Ат-Тирмизи передает хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Над ребенком не читается джаназа-намаз, он не наследует от кого-либо, и кто-либо не наследует от него, пока он не издаст крик (или признаки жизни при рождении)» (Хадис №1032).

Также Ибн Маджа передает хадис от Джазира, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если выкидыш издаст крик (или проявит другие признаки жизни), то над ним читают джаназа-намаз и он получает наследство» (Хадис №1508).

В заключении воздадим хвалу Аллаху, мир и благословение Его посланнику, а также пожелаем здоровья всем мусульманам и их детям!

[По материалам книги «Аль-Фикху-ль манхаджи»].

Использованные источники: islamcivil.ru

Допускается ли в исламе делать аборт?

Беременность для женщины – это подарок от Бога и в то же время серьёзное испытание. Ребёнок является милостью Всевышнего, и убийство детей, рождённых или находящихся в утробе, в исламе, как и в других религиях, осуждается. Когда мусульманское вероучение стало распространяться среди арабских племён, именно повеления Аллаха остановили жестокие убийства младенцев, которые были распространены у многобожников.

В Коране нет прямого запрета на прерывание беременности, однако есть аяты, посвященные детоубийству.

Известен также хадис, в котором Пророк (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Создание каждого из нас накапливается в материнской утробе в течение сорока дней, потом там же столько же времени становится связанным (отвердевшей кровью или во взвешенном состоянии), затем столько же времени превращается в маленький кусочек плоти. После к нему присылается ангел, который вдохнёт душу и передаст приказ по четырём пунктам о том, что будет написано на роду: средства к существованию, смертный час, деяния (что необходимо сделать) и положение в загробном мире (Рай или Ад)» (приводят аль-Бухари и Муслим).

В указанных выше обоих коранических аятах исламские богословы в понятие «дети» включают и ещё не родившегося ребёнка. А исходя из хадиса о «вдыхании души», теологии развернули дискуссию на предмет того, когда эмбрион можно считать человеком.

Поскольку только Сам Всевышний имеет право давать и отнимать жизнь, совершение аборта расценивается как харам. Однако бывают жизненные ситуации, когда аборт может быть разрешён для сохранения жизни и здоровья матери. Для таких случаев принципиально важно определить тот самый срок вдыхания души – т.е. время, когда у плода появляются выраженные признаки жизни, называемое «жанин». По мнению большинства учёных, это 120 дней. Но существуют версии, что эмбрион уже является человеком на 40-й, 42-й либо 45-й день после зачатия.

Отметим, что по Шариату медицинский сотрудник, проводящий операцию, хоть и является причиной гибели плода, не рассматривается как совершивший убийство в полном понимании этого слова. Но данный его поступок в любом случае будет считаться греховным.

Во многих исламских течениях предусматривается, что совершивший аборт человек обязан выплатить своеобразную компенсацию – гуррат (искупление за кровь). Учёные определили его размер в 50 золотых динаров (около 212,5 грамма золота) или 500 серебряных динаров (1500 грамм серебра). Он выплачивается опекуну ребёнка. Если мать выпила лекарственные препараты, вызывающие выкидыш, она выплачивает гуррат отцу нерождённого ребёнка. Если же супруг заставил женщину совершить такой грех, то поскольку вина за него лежит на обоих, необходимо выплатить гуррат братьям и сёстрам нерождённого малыша. Если нет возможности выплатить гуррат, необходим каффарат – непрерывно держать пост в течение двух месяцев.

Особенности отношения к аборту в различных мазхабах

1. У последователей Абу Ханифы мнения о дозволенности аборта разделились. Первая группа теологов считает, что прерывание беременности до того, как у плода сформировались части тела, другими словами, до 120-дневного срока, является разрешённым. Другая группа факихов ханафитского мазхаба высказалась против аборта на любом сроке беременности, посчитав это харамом. Сторонники запрета настаивают, что без веских причин совершать аборт до указанного срока не дозволено.

2. Теологи мазхаба Имама Малики однозначно рассматривают аборт как убийство, поэтому даже провоцирование выкидыша на любом сроке беременности приравнивают к греху. По мнению маликитов, эмбрион с момента зачатия уже является «жанин», т.е. живым. Хотя такое действие по тяжести не приравнивается к убийству человека, оно является греховным.

3. В шафиитском мазхабе прерывание беременности разрешено в первые 40 дней после зачатия, если имеются медицинские противопоказания, подтверждённые двумя независимыми врачами, которые соблюдают исламские каноны. Также должно быть согласие обоих супругов на проведение аборта. После указанного срока аборт запрещён. В данном мазхабе имеется особенность в определении величины гуррата – он измеряется не драгоценными металлами, а пятью верблюдами.

4. Факихи мазхаба Ханбали придерживаются того же мнения, что и шафииты: проведение аборта через 40 дней после зачатия запрещёно. Ряд ханбалитов разделяют мнение ханафитов о том, что прерывать беременность можно до того, как плод приобрёл человеческий образ, т.е. до четырёхмесячного срока.

Добавим, что имам каирской мечети «аль-Азхар», шейх Махмуд Шалтут в середине ХХ века писал: «Учёные прошлого единодушны в том, что после появления признаков шевеления плода (спустя 120 дней после зачатия), аборт запрещён для всех мусульман, поскольку это преступление против живого существа. И если плод родился живым и умер сразу же после родов, положено выплатить выкуп за кровь, а если плод родился мёртвым – 1/20 часть гурра» (Islam: Creed and Shariah).

Таким образом, только наличие серьёзных причин позволяет провести искусственное прерывание беременности. Условия, при которых разрешён аборт: наличие согласия обоих супругов и заключения двух врачей-мусульман. Как бы то ни было, даже если есть угроза жизни матери или предполагаются проблемы в связи с рождением больного малыша, прерывание беременности в исламе считается нежелательным.

Использованные источники: www.islam.global

Кровотечение после выкидыша — хайд, нифас или истихада?

В течение нескольких лет я пыталась забеременеть, но безрезультатно. В результате приема лекарств месячные у меня идут нерегулярно. Недавно у меня случилось кровотечение – я сначала подумала, что это месячные, но после нескольких дней очень сильного кровотечения я обратилась к врачу, и мне сказали, что у меня был выкидыш. Врачи не могли назвать мне срок моей беременности, так что я не знаю, будет ли считаться это кровотечение нифасом, хайдом или истихадой?

Вам выпало непростое испытание. Однако, если вы проявите терпение, вы также можете обрести награду с его помощью. В хадисе сказано:

عن النبي صلى الله عليه و سلم قال (والذي نفسي بيده إن السقط ليجر أمه بسرره إلى الجنة إذا احتسبته)

«Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, недоношенный плод (выкидыш) потянет в Рай свою мать за свою пуповину, если она проявляла терпение в своем несчастье, надеясь на награду». (Ибн Маджа, 1609).

В принципе, если выкидыш случился на том сроке, когда части тела плода еще не сформировались, кровотечение после него считается хайдом (1).

Если выкидыш случился на том сроке, когда части тела зародыша уже сформировались, кровотечение считается нифасом (послеродовым кровотечением) (2).

В случае, если нет возможности определить срок беременности, и поэтому неизвестно, сформировались уже части тела плода или нет, первые десять дней после выкидыша считаются хайдом (месячным кровотечением). Затем женщине следует совершить полное омовение и начинать совершать намаз. Если кровотечение продолжается свыше десяти дней, оно считается истихадой (кровотечением вследствие болезни). Во время этого кровотечения женщина должна совершать обязательные молитвы и держать пост (в месяц Рамадан) (3, 4, 5, 6), но ей следует обновлять омовение с наступлением времени каждой обязательной молитвы и пользоваться тампонами, чтобы кровь не попала на тело и одежду во время молитвы.

А Аллах знает лучше.

Аршад Али, студент Даруль Ифта, Тринидад.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

1،2 (وسقط) مثلث السين: أي مسقوط (ظهر بعض خلقه كيد أو رجل) أو أصبع أو ظفر أو شعر، ولا يستبين خلقه إلا بعد مائة وعشرين يوما (ولد) حكما (فتصير) المرأة (به نفساء والأمة أم ولد ويحنث به) في تعليقه وتنقضي به العدة، فإن لم يظهر له شيء فليس بشيء، والمرئي حيض إن دام ثلاثا وتقدمه طهر تام وإلا استحاضة، ولو لم يدر حاله ولا عدد أيام حملها ودام الدم تدع الصلاة أيام حيضها بيقين ثم تغتسل ثم تصلي كمعذور. ( الدر المختار 549/1)

3 وعلى تقدير أن السقط لم يكن مستبين الخلق لا تكون نفساء ويكون عشرة أيام عقيب الإسقاط حيضاً، وإذا وافق عادتها أو كان ذلك عقيب طهر صحيح فتترك هي الصلاة عقيب الإسقاط عشرة أيام بيقين
البناية شرح الهداية (1/ 690)

4) وإن كان لا يدرى حال السقط بأن أسقطت في المخرج، ولا يدرى أنه كان مستبين الخلق أو لم يكن واستمر بها الدم، وهي مبتدأة في النفاس، وصاحبة عادة في الطهر، والحيض كان عادتها في الحيض عشرة، وفي الطهر عشرون، فنقول: على تقدير أن السقط مستبين الخلق هي نفساء، ونفاسها يكون أربعون يوماً لأنها مبتدأة في النفاس، وقد استمر الدم، فيجعل نفاسها أكثر النفاس كما يجعل حيض المبتدأة في الحيض إذا استمر بها الدم أكثر الحيض، وهي عشرة أيام، وعلى تقدير أن السقط لم يكن مستبين الخلق لا تكون نفساء، وتكون عشرة الأيام عقيب الإسقاط حيضاً إذا وافق عادتها أو كان ذلك عقيب طهر صحيح، فتترك الصلاة هي عقيب الإسقاط عشرة أيام بيقين؛ لأنها فيه إما حائض أو نفساء، ثم تغتسل هي وتصلي عشرين يوماً بالوضوء لوقت كل صلاة بالشك لتردد حالها فيه بين الطهر والنفاس، ثم تترك الصلاة عشرة أيام بيقين؛ لأنها في هذه العشرة إما حائض أو نفساء، ثم تغتسل لتمام مدة النفاس والحيض ثم بعد ذلك يكون طهرها عشرون وحيضها عشرة، وذلك دأبها
المحيط البرهاني للإمام برهان الدين ابن مازة (1/ 374)

5) وَإِنْ كان لَا يَدْرِي أَمُسْتَبِينٌ هو أَمْ لَا بِأَنْ أَسْقَطَتْ في الْمَخْرَجِ وَاسْتَمَرَّ بها الدَّمُ إنْ أَسْقَطَتْ أَوَّلَ أَيَّامِهَا تَرَكَتْ الصَّلَاةَ قَدْرَ عَادَتِهَا بِيَقِينٍ لِأَنَّهَا إمَّا حَائِضٌ أو نُفَسَاءُ ثُمَّ تَغْتَسِلُ وَتُصَلِّي عَادَتَهَا في الطُّهْرِ بِالشَّكِّ لِاحْتِمَالِ كَوْنِهَا نُفَسَاءَ أو طَاهِرَةً ثُمَّ تَتْرُكُ الصَّلَاةَ قَدْرَ عَادَتِهَا بِيَقِينٍ لِأَنَّهَا إمَّا نُفَسَاءُ أو حَائِضٌ ثُمَّ تَغْتَسِلُ وَتُصَلِّي عَادَتَهَا في الطُّهْرِ بِيَقِينٍ إنْ كانت اسْتَوْفَتْ أَرْبَعِينَ من وَقْتِ الْإِسْقَاطِ وَإِلَّا فَبِالشَّكِّ في الْقَدْرِ الدَّاخِلِ فيها وَبِيَقِينٍ في الْبَاقِي ثُمَّ تَسْتَمِرُّ على ذلك
البحر الرائق (1/ 230)

6)وله ( تدع الصلاة أيام حيضها بيقين ) أي في الأيام التي لا تتيقن فيها بالطهر فيشمل ما يحتمل المرئي فيها أنه حيض أو نفاس كالعشرة الأولى من الأربعين والعشرة الأخيرة وما تتيقن أنه حيض فقط وقوله ثم تغتسل الخ أي في الأيام التي تتردد فيها بين النفاس والطهر أو تتيقن فيها بالطهر فقط فلله در هذا الشارح فقد أدى جميع ما قدمناه عن البحر وغيره مع زيادة في النهر وأن صلاتها صلاة المعذور بأوجز عبارة فافهم
حاشية ابن عابدين

Использованные источники: annisa-today.ru

Похожие статьи